02 Мар

voprosy_na_ekzamen



История и философия науки. Лектор Лебедев С.П.

Вопросы к канд. экзаменам

РХГА 2015

1. Философия науки, ее предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.

2. Предметно-методологическое соотношение философии и науки.

3. «Физический» и «метафизический» алгоритмы исследовательской деятельности.

4. Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества.

5. Проблемы возникновения науки и периодизации ее истории. Преднаука и наука.

6. Роль философии в процессе возникновения науки.

7. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре.

8. Формирование основных теоретико-методологических моделей в античности.

9. Атомистическая модель и ее место в развитии философии и науки.

10. Пифагорейская математическая модель и ее место в философии и в науке.

11. Элементы математического мышления в философии Платона.

12. Метафизические принципы как начала построения физики в учении Аристотеля.

13. Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах.

14. Культурные и теоретические предпосылки формирования науки Нового времени.

15. Научная революция XVI-XVII вв.: формирование основ математического естествознания.

16. Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени.

17. Классическая наука XVIII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности.

18. Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм).

19. Проблемное поле и принципиальные положения логического позитивизма и постпозитивизма.

20. Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирического знания.

21. Теоретический уровень научного исследования. Основные методы и формы теоретического знания.

22. Гипотетико-дедуктивная схема развития научного познания.

23. Основания науки. Роль философских идей и принципов в развитии научного знания.

24. Научная картина мира, ее функции и границы.

25. Теоретическая деятельность ученого. «Научно-исследовательская программа».

26. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как пере­стройка оснований науки.

27. «Нормальная» наука и научные революции.

28. Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.

29. Наука в контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.

 

Философские проблемы социально-гуманитарных наук

(общая часть)

 

1. Специфика социально-гуманитарного познания.

2. Роль философии в формировании и развитии социально-гуманитарного знания.

3. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании (ценности, нормы, идеалы).

4. Натуралистический и культурно-исторический подходы в социальных и гуманитарных науках.

5. Специфика субъектно-объектных отношений и особенности методологии в социально-гуманитарном познании.

6. Роль традиций, образцов и «предрассудков» в контексте понимания и смыслополагания

7. Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках.

8. Социально-историческая реальность в социально-гуманитарном познании.

9. Понятие факта в социально-гуманитарном познании.

10. Объяснение и понимание в социальном и гуманитарном познании.

11. Герменевтика как метод понимания и интерпретации текста.

12. Проблема истины в социальном и гуманитарном познании.

13. Прогностические возможности социального и гуманитарного познания.

14. Соотношение религиозного и научного социально-гуманитарного знания.

15. Проблема соотношения человека и общества в социальном и гуманитарном познании.

16. Понятие личности в социальных и гуманитарных науках.

 

 

Философские проблемы социально-гуманитарных наук

(специальная часть: …)

 

Педагогика

 

1.Зарождение педагогической мысли в условиях древнейших цивилизаций Востока и в Античном мире.

2. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху европейского Средневековья

3.Становление педагогики как науки в странах Западной Европы (XVII XVIII вв.).

4.Развитие Ф.В.А. Дистервегом теории развивающего и воспитывающего обучения. Требования к учителю.

5.Создание И.Ф. Гербартом основ научной педагогики. Идея многостороннего интереса. Структура процесса обучения. Содержание и средства нравственного воспитания детей

6.Отражение в педагогике и школьной практике концепции неогуманизма (В. Гумбольт).

7.Влияние немецкой классической философии на развитие педагогической мысли в Европе.

8.Педагогическое творчество И.Г. Песталоцци: идеи развивающего поэлементного начального обучения и нравственного воспитания; практическая педагогическая деятельность. Забота о воспитании умственно-отсталых детей.

9.Педагогическая мысль в России (до 90-х гг. XIX в

10.Школа и педагогика в России в конце XIX начале XX вв

 

Культурология

 

1.Определение культуры. Его взаимосвязь с понятиями «цивилизация», «просвещение», 2.»образование» «самосознание», «понимание

3.Генезис термина «культурология» и его отличие от “философии культуры”.

4.Оппозиции «природа — культура», «культура цивилизация”.

5.Особенности античной культуры

6.Основные черты культуры средневековья

7.Культура эпохи Возрожденья.

Гуманизм Возрождения и интерпретация содержания и целей образования как studia humanitatis.

8.Основные характеристики новоевропейской культуры.

9Культура эпохи Просвещения и романтизм в культуре

10.Особенности культуры 20-го века.

 

Психология

 

1.Основные инварианты психологического знания

2.Психологические воззрения Сократа и Платона, понимание ими души как хранилища 3.разума и нравственности

4.Виды души, отношения между ними. Психологические взгляды Аристотеля.

5.Понимание внутреннего мира человека в учении Августина.

6.Общая характеристика развития психологических воззрений в Средневековье

 

7.Развитие рационалистических концепций психического. Выделение мышления в качестве критерия психического в теории Р. Декарта

8. Активность как основное свойство познавательных процессов в концепции Г. В Лейбница.

9. Развитие психологических знаний в XVIII–XIX вв.

10. Развитие зарубежной психологии в первые десятилетия ХХ в.

 

Философия

 

1. Ранняя греческая философия.

2. Сократ, его жизнь и учение.

3. Философия Платона и Аристотеля. Сравнительный анализ.

4. Позднеантичная философия

5. Общая характеристика философии Средневековья

6. Формирование и основные имена философов Нового Времени.

7. Философия в Эпоху Просвещения.

8. Немецкая классическая философия

9. Философия второй половины 19 века

10. Философия в 20-м веке.

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *